VK Новости
Календарь
« Декабрь 2021 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Баннеры
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Главная » 2021 » Декабрь » 10 » Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях
3:41 PM Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях |
1. Общие положения
Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.
2. Международный опыт регламентации требований
к режиму использования устройств мобильной связи
в образовательных организациях
Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна <1>.
--------------------------------
<1> Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers//Dev. Psychol. 2014. N 50. P. 1497 - 1506; https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01833/full; Pagani L.S., Fitzpatrick C., Barnett T.A., Dubow E. Prospective associations between early childhood television exposure and academic, psychosocial, and physical well-being by middle childhood//Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2010. T. 164. P. 425 - 431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160; Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children//Sleep Med. Clin. 2017. N 12. P. 407 - 413; https://www.ncbi.nlm.nih.gov.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы <2>.
--------------------------------
<2> http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037284333&dateTexte=&categorieLien=id; https: //www.theguardian.com/world/2018/jun/07/french-school-students-to-be-banned-from-using-mobile-phones.
В Бельгии <3> и Великобритании <4> вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.
--------------------------------
<3> https://ru.euronews.com/2018/09/03/ru-school-phones.
<4> https://www.theguardian.com/education/2015/may/16/schools-mobile-phones-academic-results.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) <5> и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия) <6>.
--------------------------------
<5> https://www.oxfordlearning.com/should-cell-phones-be-allowed-classrooms/.
<6> https://kidspot.co.nz/school-age/back-to-school/should-mobile-phones-be-banned-from-schools/.
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде <7>.
--------------------------------
<7> https://blogs.worldbank.org/edutech/banning-and-unbanning-phones-schools.
3. Рекомендации по упорядочению использования устройств
мобильной связи в образовательных организациях
В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования общеобразовательным организациям рекомендуется:
- рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;
- проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;
- предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим "без звука" при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
- информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;
- предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);
- ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса;
- учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;
- проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
- обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;
- определить лиц, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств мобильной связи;
- использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости - использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
- осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;
- распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).
Приложение 1
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОКАЗАВШИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Исследователи |
Отрицательные эффекты |
Burnett and Lee, 2005 |
Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты |
Day J.J et al., 2007 |
Формирование психологической зависимости |
Ophir et al., 2009 |
Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи |
Черненков Ю.В. и др., 2009;
Pagani L.S. et al., 2010;
Nathanson A.I. et al., 2014;
Moreira, G.A et al., 2017;
Григорьев Ю.Г. и др., 2017 |
Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям |
Panda N. et al., 2010 |
Нарушения фонематического восприятия |
Sparrow et al., 2011 |
Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна |
Lu M. et al., 2012
L. Hardell et al., 2013 |
Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва |
Ralph et al., 2013 |
Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания |
Thornton et al., 2014 |
"Простое присутствие" сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями |
Lepp et al., 2014 |
Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством |
Owens, J.A. et al., 2014 |
Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость |
Stothartet al., 2015 |
При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона |
Barr et al., 2015 |
Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением |
Moisala et al., 2016;
Lepp A et al., 2015;
Beland L.-P., 2015 |
При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, "многозадачники" работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости |
Cain et al., 2016 |
Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов |
|
Просмотров: 1505 |
Добавил: Jeffseas
|
|